Утёнкова Наталья Александровна МАДОУдетский сад - ясли «Орленок»
«Современные образовательные технологии в формировании культуры здоровья и культуры безопасности детей дошкольного возраста»«Современные образовательные технологии в формировании культуры здоровья икультуры безопасности детей дошкольного возраста» (старший дошкольный возраст)
год Актуальность Проблема защиты от опасностей возникла одновременнос появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались ещетогда, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека,изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны синтенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций,большим скоплением людей, технизацией жилища. Ребенку, только начинающему вхождение в этот мир,предстоит узнать много важных вещей, чтобы обезопасить свою жизнь. Очень важноначать знакомство с правилами безопасности как можно раньше вести эту работусистематически и постоянно повторять и закреплять пройденный материал. Сегоднябольшую возможность для формирования устойчивых представлений детей о мерахобеспечения собственной безопасности представляют современные технологии. Чрезмерный интерес к этой теме нашел свое отражениев объемном модуле по самообразованию. Целью работы над темой сталоповышение уровня собственной профессиональной компетентности поформированию культуры здоровья и культуры безопасности детей дошкольноговозраста посредством использования возможностей современных образовательныхтехнологий. Для достижения цели был поставлен ряд частныхзадач: · проанализировать методическую ипсихолого – педагогическую литературу по проблеме формирования основбезопасности детей дошкольного возраста; · изучить современные образовательныетехнологии и их возможности; · доказать эффективность применениясовременных образовательных технологий по сравнению с традиционными методамиобучения; · способствовать педагогическомупросвещению родителей по вопросам формирования у детей культуры здоровья икультуры безопасности; · поделиться опытом с коллегами на уровнеДОО и в СМИ. Впроцессе работы над темой была изучена методическая литература, проанализированопыт коллег, работающих по схожей теме. Вначале года был проведен мониторинг воспитанников, в его основу легли наблюденияза детьми на занятиях и в режиме дня. Результатнаглядно представлен в диаграмме. Наосновании полученных данных составлен план работы на учебный год. В основуработы над самообразованием леглапрограмма «Основы безопасности детеи дошкольного возраста», разработанная авторами Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л.,Стеркиной Р.Б. Всоответствии с программой работа с детьми велась по блокам: · безопасность в природе; · безопасность на улице (включая ПДД,общение с незнакомыми людьми); · безопасность дома (включая пожарнуюбезопасность); · здоровье. Работупо данным направленияммы реализовывали благодаря внедрению разнообразныхтехнологий: · проектной (реализовали проекты: «Дорожнаяазбука» и «Безопасность всегда и везде»); · проблемного обучения (решали проблемныеситуации); · ИКТ (играли в интерактивные игры,просматривалипознавательные презентации и мультфильмы); · кейс – технологии (разыгрывали кейс –ситуации, обсуждли их); · квест – технологии (организовывали квест- игры). Сродителями воспитанников также велась продуктивная работа: · проведена акция «Красный, желтый,зеленый!»; · подготовлены консультации: «Пожарнаябезопасность», «Внимание! Дети!», «Как обеспечить безопасность ребёнка наприроде»; · оформлена папка – передвижка«Безопасность детей»; · подготовлена памятка «Что делать ребенкупри встрече с незнакомцем?». Чтокасается возникших сложностей, то они касаются в основном работы с родителями,которые не так охотно шли на контакт, как хотелось бы. Количество участников натематических мероприятиях составляло чуть больше половины количественносостава. Вопрос активизации родительской общественности остается актуальным. Опыт работы представлен коллегам в формесеминара-практикума «Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах». Результаты деятельности отобразилмониторинг на конец учебного года. Наглядно данные представлены в диаграмме. Таким образом, мы добились следующих результатов: • у детейсформировались элементарные представления о способах взаимодействия с животнымии растениями, о правилах поведения в природе; • детизакрепили понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»; • детиосознали необходимость соблюдать правила дорожного движения; • у детейсистематизировались знания о назначении светофора и работе полицейского; • детиосвоили правила безопасного поведения во время игр; • детипознакомились с правилами поведения с незнакомыми людьми; • у детейсистематизировались знания детям о работе пожарных, причинах возникновения иправилах поведения при пожаре. По результатам работы в течение учебного годасистематизирован материал по формированию основ безопасности у детей старшегодошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальнымивозможностями. Подводяитоги работы над темой, принято решение в дальнейшем продолжитьвнедрениесовременных образовательных технологий в образовательный процесс, учитывая ихэффективное воздействие на качество знаний детей. 4 ноября 2024 в 14:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.