Утёнкова Наталья Александровна МАДОУдетский сад - ясли «Орленок»
ДООП «Буквоежка»Содержание программы
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка Чтение - уникальный феномен культуры, и в каждой стране оно выполняет функции, далеко выходящие за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. Специалисты в области чтения отмечают, что оно является очень чутким, над жным, универсальным показателем состояния в обществе в целом. Грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Только так и должно быть! Родители, надел нные тонким педагогическим чутьем, и сотни лет назад начинали обучение своих малышей чтению чуть ли не с пел нок. Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, произошедших в последнее время, статус чтения, его роль, отношения к нему сильно изменились. Многие родители считают, что чтение - это не только задача по обучению детей элементарным навыкам. Чтение детей - это ключ к жизни в современном информационном пространстве. Не секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок научился читать еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует интеллектуальному развитию так, как чтению. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолгодо школы проявляют живой интерес к умению читать. Поэтому часто можно наблюдатькартину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить. В обучении чтению существуют как бы два пласта - теоретический и практиеский. Школа призвана ввести реб нка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение чтением – это совсем другая задача. И если у 6 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Значимость обучение чтению для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - обучению детей элементарным навыкам чтения. Для этого разработана дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Буквоежка» (далее - Программа), рассчитанная на детей от 6 до 7 лет. Программа «Буквоежка» разработана с учетом: Федерального закона РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028); Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726- р «Концепция развития дополнительного образования детей» Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам». Актуальность Актуальность темы определяется тем, что перед родителями встает вопрос, когда и как начинать знакомить ребенка с буквами и переходить к обучению чтению. В определении оптимального времени для начала обучения грамоте пока не выработано единого мнения. Данная рабочая программа предусматривает подготовку к обучению чтению дошкольников, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Программа разработана с использованием методического пособия «Букварь» Н.С.Жуковой. Пособие «Букварь» — это результат тридцатилетнего опыта работы логопеда Н.С.Жуковой. Оно сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической методикой. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме. Надежда Жукова - известный логопед, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования развития речи у дошкольников, ее многочисленные научные труды опубликованы в отечественных и зарубежных изданиях. Имя Жуковой известно в широких кругах психологов, логопедов, педагогов. В основе обучения дошкольников чтению по авторской методике Н.С. Жуковой лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы чтения. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы - сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставитсяновая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого реб нка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Педагогу следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать. Цель программы: подготовить дошкольников к обучению чтению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения. Педагогические задачи: развивающие - учить умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность, вырабатывать отчетливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи, обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения; образовательные - формировать навыки слитного чтения слогов-слияний слого-звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциация гласных,тв рдых и мягких согласных звуков, обучение анализу и синтезу предложений, ознакомление детей со всеми буквами алфавита, обучение слоговому и слитному способам чтения; воспитательные - формировать умения работы в коллективе, воспитание аккуратности, формирование интереса к чтению. Принципы и подходы к формированию программы: - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; - принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); - принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (решаются поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале); - принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственноеотношение к развитию детей дошкольного возраста; - принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания ио бучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. - принцип системности. Программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы. - принципы гуманизации. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает: признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждогоребенка; уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса; уважительное отношение к результатам детского творчества. В основе разработки данной программы лежат игровые технологии. Игровые технологии позволяют: • поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки; • создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности; • вовлекают в процесс игры всю личность реб нка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы; • позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия; • доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности, • повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей. Направленность программы «Буквоежка»: - по содержанию программа является социально-гуманитарной; - по функциональному предназначению – учебно-познавательной; - по форме организации - кружковой; - по времени реализации – одногодичной. Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности, освоить навыки чтения. Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в возможности индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за сч т выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему «пищу» воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу реб нка. Педагогическая целесообразность Данная программа позволяет приобщать детей к совершенствованию навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используютсяспециальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности. Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим. Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Процесс обучения чтению с детьми строится на общедидактических и специфических принципах обучения: -принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному»; -принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; - принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи; -онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых). Новизна программы состоит в том, что она построена в соответствии с основными принципами дифференцированной теории для работы с дошкольниками (подготовка к обучению грамоте, развитие всех психических процессов) и подходит для детей различного возраста и разного интеллектуального уровня развития — от нормы до задержки психического развития, потому что все строится на методе дидактической (обучающей и развивающей) игры. Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности по обучению детей чтению «Буквоежка» адресована детям дошкольного возраста 6-7 лет, без ограничений по группе здоровья. Объем программы составляет 64 занятия на 32 учебные недели. Использование разнообразных средств, методов и форм проведения практических занятий позволяет добиться реализации творческого потенциала воспитанников. Формы и методы занятий. В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные; комбинированные и практические игровые занятия с использованием сюрпризных моментов, физкультурных пауз. Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определ нный звук», «Мама пошла в магазин», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов. Игры-путешествия включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читают стихи, проговаривают чистоговорки, поют песни, играют в игры. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Фонетический метод. Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе — обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ — умение манипулировать фонемами. Сроки реализации образовательной программы: реализация данной программы рассчитана на 1 учебный год (8 календарных месяцев). Формы и режим занятий: Образовательная деятельность организована в форме игровых занятий. Проведение занятий планируется 2 раза в неделю группами, продолжительностью для детей: 6-7 лет - 30 мин, во вторую половину дня. Форма проведения аттестации: выполнение практических заданий 1.2. Содержание программы «Буквоежка» Особенности обучения чтению: «Букварь» Н.С.Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению - от звука к букве. Поэтому, открыв «Букварь», можно увидеть привычные картинки и большие буквы, слоги и т. д. В «Букваре» в качестве единицы чтения изначально используется не отдельно взятая буква, а слог. Ребенок пролистнет несколько страничек - узнает несколько букв и сразу же начнет складывать их в слоги. Еще несколько букв - и опять слог. Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения, а родителю - миновать самый сложный этап в обучении - объяснить, как из звуков образуются слоги. Чтобы объяснить ребенку, как получается слог, Н.С. Жукова использует оригинальный графический прием. Вот буква А, рядом буква У, а между ними бежит человечек. Мама показывает карандашом (указкой) первую букву, передвигает карандаш ко второй букве, а малыш тянет первую букву, пока не «добежит» до второй. Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась». Вот и получился слог. В букваре имеется обращение к родителям и советы автора на каждой странице, помогающие освоиться с методикой. В пособии буквы алфавита расположены в сопровождении картинок. На картинках не только предметы, начинающиеся с представленной буквы, но и те, в которых изучаемая буква находится в середине или конце. Графически показано слияние букв в слоги - «человечик бежит к букве». Постепенное усложнение заданий на чтение: сначала только гласные буквы, затем гласный плюс согласный, сначала односложные, затем слова из двух-трех слогов и более, сначала коротенькие тексты из двух слов, затем небольшие рассказы. Тексты и слова в книге сопровождают картинки. Однако букварь не перегружен ими. Задача пособия - обеспечить ребенку быстрое овладение техникой чтения. Именно поэтому и тексты в букваре, что называется, традиционные, знакомые с детства «Лу-ша ма-ла» и «У Ло-ры ша-ры». Никаких сказочных героев и занимательных приключений вы здесь не найдете, только то, что необходимо с точки зрения методики. По совету автора начинать учиться можно в любом возрасте. Но особо оговаривается: устная речь ребенка должна быть достаточно развита. Если малыш говорит неграмотно или не выговаривает какие-то буквы, прежде чем учить читать, необходимо обратиться к логопеду. На каждой страничке под чертой находятся указания для родителей. Необходимо прочитать их заранее, чтобы избежать многих ошибок, узнать, как проще и доступнее преподнести материал. Затем можно приступать к занятиям. Не заучивать сразу все буквы алфавита. В этом нет никакой необходимости. Ведь задача педагога, чтобы ребенок понял, как складывать буквы, а не просто вызубрил названия. Выучив первые несколько букв, необходимо переходить к их слияниям. На первых порах нужно помочь ребенку, вести карандашом или указкой от буквы к букве, закрыть белым листом ту часть текста, которую ребенок в данный момент не читает. Можно сделать в листе белой бумаги окошечко и передвигать его от слога к слогу по мере прочтения. У разных детей разные темпы обучения. Нужно следить, чтобы ребенок не просто механически складывал буквы, но и понимал прочитанное. Кому-то долго не удастся перейти от слогов и отдельных слов к предложениям и текстам, а кто-то сделает это быстро. Не нужно торопиться, но и не тормозить. Например, если ребенок хорошо запоминает буквы и быстро их находит, то нет необходимости делать все упражнения на чтения отдельных букв. Учебно – тематический план № Тема занятия Теория Практика Всего 1 Занятие № 1 Обследование фонематического слуха «Мир звуков». Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. 1 ч - 1 ч 2 Занятие № 2 Гласный звук [а] и буква А, а. - 1 ч 1 ч 3 Занятие № 3 Звук и буква У, у. - 1 ч 1 ч 4 Занятие № 4 Звук и буква О, о. - 1 ч 1 ч 5 Занятие № 5 Закрепление букв А, У, О. - 1 ч 1 ч 6 Занятие № 6 Звук и буква М. - 1 ч 1 ч 7 Занятие № 7 Звук и Буква С. - 1 ч 1 ч 8 Занятие № 8 Закрепление изученных букв А, У, О, М, С. - 1 ч 1 ч 9 Занятие № 9 Соединение букв А и У. - 1 ч 1 ч 10 Занятие № 10 Читаем буквы, читаем слоги. АУ, УА, АО, ОА - 1 ч 1 ч 11 Занятие № 11 Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, МА, УМ, УА, АУ.- 1 ч 1 ч 12 Занятие № 12 Читаем буквы, читаем слоги. АУ, УА, АО,ОА - 1 ч 1 ч 13 Занятие № 13 Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, УМ. - 1 ч 1 ч 14 Занятие№ 14 Соединяем буквы, читаем слоги. Звуковой анализ слогов АУ, УА, АМ, УМ. - 1 ч 1 ч 15 Занятие № 15 Продолжать учить выполнять звуковой анализ слогов АС, УС, ОС - 1 ч 1 ч 16 Занятие № 16 Снова учимся соединять буквы. - 1 ч 1 ч 17 Занятие № 17 Читаем слитно МА, МУ, АМ, УМ, АУ. Читаем слово МА-МА - 1 ч 1 ч 18 Занятие № 18 Читаем слитно СА, СУ, СО, МО, МУ. - 1 ч 1 ч 19 Занятие № 19 Послоговое (неосмысленное) чтение. Пытаемся читать слоги из трех букв САМ, СОМ, ОСА. - 1 ч 1 ч 20 Занятие № 20 Знакомство с буквой Х, х. - 1 ч 1 ч 21 Занятие № 21 Закрепление буквы Х, х. - 1 ч 1 ч 22 Занятие № 22 Согласные звуки [р] и [р’]. Знакомство с буквой Р, р. - 1 ч 1 ч 23 Занятие № 23 Закрепление буквы Р, р. - 1 ч 1 ч 24 Занятие № 24 Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш, ш. - 1 ч 1 ч 25 Занятие № 25 Закрепление буквы Ш, ш. - 1 ч 1 ч 26 Занятие № 26 Знакомство со звуком и буквой Ы. - 1 ч 1 ч 27 Занятие № 27 Закрепление буквы Ы. - 1 ч 1 ч 28 Занятие № 28 Знакомство с буквой Л, л и звуками [л] и [л’]. - 1 ч 1 ч 29 Занятие № 29 Продолжаем учиться читать. Точка. Схема предложений. - 1 ч 1 ч 30 Занятие № 30 Чтение предложение из двух-трех слов. Чередование букв Л-Р.- 1 ч 1 ч 31 Занятие № 31 Чтение слогов из 2, 3 и 4 букв. Чтение предложений, Придумывание слов, в составе которых есть - 1 ч 1 ч звуки Р, С, Ш, Л, Х, М. 32 Занятие № 32 Знакомство со звуком и буквой Н, н. - 1 ч 1 ч 33 Занятие № 33 Закрепление буквы Н, н. - 1 ч 1 ч 34 Занятие № 34 Продолжаем читать слоги из трех букв и предложения из двух слов. Печатание в тетради. - 1 ч 1 ч 35 Занятие № 35 Знакомство со звуком [к] и [к’] и буквой К, к. - 1 ч 1 ч 36 Занятие № 36 Продолжаем читать слоги из трех букв и предложения. Осмысление прочитанного. Печатание в тетради. - 1 ч 1 ч 37 Занятие № 37 Знакомство со звуком [т] и [т’]. и буквой Т, т. - 1 ч 1 ч 38 Занятие № 38 Знакомство со звуком [и] и буквой И, и. - 1 ч 1 ч 39 Занятие № 39 Продолжаем читать слоги из трех букв и предложения. Осмысление прочитанного. Печатание в тетради. - 1 ч 1 ч 40 Занятие № 40 Знакомство со звуком [п] и [п’] и буквой П, п. - 1 ч 1 ч 41 Занятие № 41 Продолжаем знакомство со звуком и буквой П, п. - 1 ч 1 ч 42 Занятие № 42 Знакомство со звуком [з] и [з’] и буквой З, з. - 1 ч 1 ч 43 Занятие № 43 Продолжаем знакомство со звуком и буквой З, з. - 1 ч 1 ч 44 Занятие № 44 Продолжаем знакомство с звуками и буквами З – С. - 1 ч 1 ч 45 Занятие № 45 Знакомство со звуком и буквой Й, й. - 1 ч 1 ч 46 Занятие № 46 Продолжаем знакомство со звуком и буквой Й, й. - 1 ч 1 ч 47 Занятие № 47 Знакомство со звуком [г] и [г’] и буквой Г, г. - 1 ч 1 ч 48 Занятие № 48 Продолжаем знакомство со звуками и буквами Г, г и К, к. - 1 ч 1 ч 49 Занятие № 49 Знакомство со звуком [в] и [в’] и буквой В, в. - 1 ч 1 ч 50 Занятие № 50 Продолжаем _’o ___знакомство со звуком и буквой В, в. - 1 ч 1 ч 51 Занятие № 51 Знакомство со звуком [д] и [д’] и буквой Д, д. - 1 ч 1 ч 52 Занятие № 52 Продолжаем знакомиться со звуками и буквами Д – Т. - 1 ч 1 ч 53 Занятие № 53 Знакомство со звуком [б] и [б’] и буквой Б, б. - 1 ч 1 ч 54 Занятие № 54 Продолжаем знакомиться со звуками и буквами Б-П. - 1 ч 1 ч 55 Занятие № 55 Продолжаем знакомиться со звуком и буквой Б. - 1 ч 1 ч 56 Занятие № 56 Знакомство со звуком [ж] и буквой Ж, ж. - 1 ч 1 ч 57 Занятие № 57 Продолжаем знакомиться со звуком и буквой Ж-З. - 1 ч 1 ч 58 Занятие № 58 Продолжаем знакомиться со звуком и буквой Ж-Ш. - 1 ч 1 ч 59 Занятие № 59 Знакомство со звуком и буквой Е, е. - 1 ч 1 ч 60 Занятие № 60 Продолжаем знакомиться со звуком и буквой Е. - 1 ч 1 ч 61 Занятие № 61 Знакомство с буквой Ь. - 1 ч 1 ч 62 Занятие № 62 Продолжаем знакомиться со звуком Е и буквой Ь. - 1 ч 1 ч 63 Занятие № 63 Знакомство со звуком и буквой Я, я. - 1 ч 1 ч 64 Занятие № 64 Диагностика уровня развития практического осознания элементов речи. Закрепление. Чтение небольших рассказов. Отвечаем на вопросы. 1 ч - 1 ч 17 ноября 2024 в 16:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.