Утёнкова Наталья Александровна МАДОУдетский сад - ясли «Орленок»
ДООП «Школа детского фитнеса»СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Модифицированная программа кружковой работы по физическому развитию старших дошкольников «Спортивная карусель» представляет собой систему комплексных занятий на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий. Направленностьобразовательной программы:оздоровительно-развивающая.Содержание программы способствует укреплению здоровья воспитанников, активизации и развитию двигательной деятельности дошкольников, их познавательной и мыслительной сферы средствами игры. Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от. 29. 12. 2012 № 273-ФЗ - Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Актуальностьразработки программы обусловлена поиском более эффективныхспособов педагогических воздействий в физическом и умственном воспитании детей дошкольного возраста при создании здоровьесбероегающей среды в ДОУ. В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ. Современная система оздоровительных тренировок «Фитнес» (fitness) известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Уникальность фитнеса заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их. Применение в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ методик фитнеса гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни. Педагогическая целесообразность. Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности, на основе ненасильственного физического воспитания. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста. Отличительные особенностиданной физкультурно-образовательной программы заключается в комплексномрешении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В инструментарий мониторинга физического развития детей к традиционным диагностикам добавлены тестирование психомоторного развития и обследование уровня освоения позиции субъекта двигательной деятельности. Возможно электронное обучение по программе с применением дистанционных образовательных технологий по отдельному плану (Приложение 3). Адресат программы – обучающиеся в возрасте от 5 до 7 лет. Объем и сроки освоения программы. Программа реализуется в объеме 64 часа. Срок освоения – 1 год. Формы организации образовательного процесса. Основная форма организации образовательного процесса – учебное занятие (групповое, теоретическое и практическое занятие), участие в конкурсах, фестивалях. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Форма обучения. Очная. Формы проведения промежуточной аттестации 1. Открытый урок 2. Отчетный концерт Периодичность проведения промежуточной аттестации. Периодичность аттестация обучающихся проводится по завершению полугодия и учебного года в формах предусмотренных конкретной дополнительной общеразвивающей программой в период с 15 по 30 декабря 2022г, с 15 по 30 мая 2023 г.
1.2. Цель и задачи программы Цель: укрепление здоровья воспитанников,активизация и развитиедвигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами игры. Задачи программы: Воспитывающие: - Воспитывать привычку к здоровому и активному образу жизни; Развивающие: - Формировать у детей потребностно - деятельностное отношение и интерес к освоению физической культуры; - Укреплять функциональные системы организма; - Способствовать профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, психофизических нарушений; - Создавать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения им двигательного опыта; - Развивать психофизические качества, музыкальные, интеллектуальные, сенсорные способности; Образовательные: - Расширять кругозор, формировать познавательные интересы детей. 1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план
1.3.2. Содержание учебного плана В конструировании учебно-тематического плана применен блочно- циклический способ организации учебного материала. Цикличность выражена в последовательном и непрерывном чередовании трех этапов обучения в течение всего курса программы: 1 этап – начальный, 2 этап – коррекционный, 3 этап – закрепляющий. Каждый этап обучения составляет 4 недели. В течение этого периода занятия объединены одной сюжетной темой, что дает возможность педагогу подбирать для решения этапных задач однородный по технике выполнения двигательный материал. Все этапы обучения объединены в блоки для решения общих перспективных образовательных задач. В конце каждого блока проводится подведение итогов реализации программы (ежеквартально). В задачи первого блока освоения содержания учебного курса входит формирование уровня ощущений и управление собственным телом, которые являются основой для организации и освоения более сложных двигательных действий. В данном блоке более широко используются: - дыхательные и статические упражнения в сочетании с образными представлениями, несложные упражнения на формирование основных движений, игроритмика, сенсорный игротренинг, сюжетные подвижные игры, релаксация, упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы. Здесь же планируется обучение детей контролю за техникой выполнения исходных положений, за качеством дифференцированного выполнения движений частями тела (суставной гимнастики). Задачи второго блока образовательного курса включают в себя формирование уровня владения телом и тренировку ориентировки в пространстве. На первый план выходят: - упражнения на тренировку чувства ритма и темпа музыки, умение соотносить характер движений и музыки, развитие выразительности движений рук, мимики. Шире, чем в первом блоке, используются упражнения на тренировку творческих способностей, элементы психогимнастики. Усложняется техника основных движений, вводятся парная гимнастика, круговая тренировка, работа с одним снарядом (парашютом, батутом, одним мячом), задания по индивидуальным карточкам-схемам. Задания третьего блока курса направлены на формирование уверенности в себе, развитие креативных способностей в двигательной сфере, навыков самостоятельных и коллективных действий. Чаще, чем в другие блоки включаются упражнения: - на планирование, контроль, рефлексию своих и коллективных действий, прогнозирование их последствий. Особое внимание уделяется бессюжетным играм, играм-эстафетам и соревнованиям. Даются упражнения на двигательную импровизацию под музыку, задания, связанные с самостоятельным выбором физкультурного пособия, коммуникативные игры; самомассаж.
1.4. Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные По окончании обучения по программе учащимися будут достигнуты следующие результаты: Личностные: 1)Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия. 2) Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам. 3)Умение качественно выполнять движения на тренажерах. 4)Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения. Метапредметные: 1)Развитие креативных способностей в двигательной сфере. 2)Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.
Предметные: Образовательные: - сформированы знания о здоровом образе жизни.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Сентябрь Тема «Что нам осень принесла»
Октябрь Тема «Со мной мои друзья»
Ноябрь Тема «Дом, где я живу»
Декабрь Тема «Скоро будет праздник»
Январь Тема «Зимние забавы»
Февраль Тема «Будем в армии служить»
Март Тема «Береги планету»
Апрель Тема «Покорители вселенной»
Май Тема «Время веселых игр»
2.2. Условия реализации программы: материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение. Материально-техническое обеспечение. - светлый спортивный зал для занятий учащихся. - физкультурное оборудование и инвентарь (по учебному курсу программы); - мягкое покрытие пола или индивидуальные коврики для детей; - музыкальный центр; - фонотека; -картотека упражнений, музыкально-ритмических композиций, подвижных и дидактических игр (по учебному курсу программы); - подборка учебно-методических материалов и консультаций для родителей по детскому фитнесу; - секундомер; - формуляры протоколов для мониторинга; - формуляры анкет для родителей; - фотоаппарат (видеокамера). Учащиеся обязательно проходят инструктаж по технике безопасности во время проведения кружковой деятельности. При составлении программы была изучена литература для работы с детьми дошкольного возраста по физическому направлению развития. Планирование кружковой работы построено на основе базовых научно-методических источников: 1) Программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» (авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина); 2) Методика игрового стретчинга (автор: А.Г. Назарова); 3) Программа по фитбол-гимнастике «Двигательный игротренинг для дошкольников» (авторы: А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова); 4) Методика занятий на тренажерах в детском саду (автор: Н.Ч. Железняк). Информационное обеспечение. Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники.
Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется инструктором по физической культуре. В случае реализации программы по плану электронного обучения с применением дистанционных технологий, учащимся понадобится устройство для выхода в интернет и аккаунт в социальной сети ВКонтакте (самого ребёнка или родителя).
2.3. Формы аттестации/контроля. Формой итоговой аттестации является итоговое занятие. В случае реализации программы по плану электронного обучения с применением дистанционных технологий, итоговое занятие проводится в форме видеоконференции или предоставляется видеозапись выполнения итогового творческого задания. Тестовое задание предоставляется каждому ребёнку в текстовом документе для самостоятельного выполнения и его отправки педагогу.
2.4. Оценочные материалы. Результативность работы по программе отслеживается путем сдачи нормативов, визуального контроля, опроса и проведения соревнований.
2.5. Методические материалы. На занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа); игровой; объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание); практический (упражнения); наглядный (показ видеофильмов); репродуктивный (повторение за педагогом). При работе по общеобразовательной программе используются разнообразные формы педагогической деятельности - теоретические и практические занятия, включающие групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний. Занятие - основная форма организации образовательной деятельности. Учебное занятие выстраивается в логической последовательности подачи материала, что способствует его восприятию, осмыслению, запоминанию и применению учащимися в практической деятельности. Оно состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть предусматривает сообщение сведений, методики выполнения упражнений в процессе практических занятий. Практическая часть занятия включает в себя работу по обучению двигательным действиям, проведение практических занятий ОФП, с элементами игрового стретчинга, игровых комплексов: путём игры в «сказку», участие детей в «весёлых стартах» и праздниках. Формы организации электронного занятия: - чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий, проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Может использоваться для обмена аудио и видео записями, текстовыми документами; - видеоконференция – проводится синхронно, её участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать. Может использоваться в качестве индивидуальной и групповой работы; - аудиоконференция - проводится синхронно, её участники могут слышать друг друга в реальном времени. Может использоваться в качестве индивидуальной и групповой работы. При реализации программы «Детский фитнес для детей старшего дошкольного возраста» используются различные методы обучения: 1. Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.
В дальнейшем показ используется для создания зрительных представлений об отдельных элементах техники упражнения. И перед показом детям сообщают, на какой элемент им следует обратить внимание. По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу, т. е. к показу того элемента техники, который осваивается на данном занятии. Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно-двигательное представление о движении, целесообразно вызывать словом его образ, активизируя при этом мышление ребенка. 2. Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы. Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках. 3. Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. 4. Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более энергичному выполнению упражнений. 5. Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). Ожидаемые результаты. Способы проверки результатов. Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе: - данных планового мониторинга физической подготовленности и физического развития детей в ДОУ (сентябрь и май); - наблюдений за проявлением дошкольниками позиции субъекта деятельности при выполнении физических упражнений (таких как интерес, исследовательское поведение, самостоятельность, проявление волевых качеств, творчества в двигательной деятельности). 17 ноября 2024 в 16:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.